Аллея звёзд — Виктор Мережко – киносценарист

Виктор Мережко – киносценарист, драматург, актёр и режиссёр.
Виктор Мережко – киносценарист, драматург, актёр и режиссёр.

ЦИТАТЫ:
«В советское время, да и в дальнейшем я был настолько востребован как сценарист, что меня знали даже в лицо.»
«Я настолько легко работал над сценариями, что мне аплодировали за качество работы.»
«Вообще у меня никаких кризисов нет, потому что я постоянно заряжен на работу.»

ИНТЕРВЬЮ:

ПС: Доброе утро, народ! Рады сообщить, что сегодня у нас в гостях Виктор Мережко – знаменитый киносценарист, драматург, артист, режиссёр, Заслуженный деятель искусств России. Благодаря его перу мы узнали такие фильмы, как «Полёты во сне и наяву», «Вас ожидает гражданка Никанорова» и «Одинокая женщина желает познакомиться». Доброе утро, Виктор!

ВМ: Доброе утро!

ПС: Совсем скоро, 28 июля, Вы будете отмечать день рождения. Как именно Вы будете праздновать? На работе или в дуракавалянии?

ВМ: Я никогда не валяю дурака, потому что я всё время работаю. Скорее всего, с дочкой мы пойдём в какой-нибудь ресторанчик вечером вдвоём.

ПС: Мы уже слышали о Ваших последних работах, хотя не все, конечно, смотрели. А сейчас над чем вы работаете?

 

ВМ: К 1 сентября я должен сдать сценарий, который называется «Красный Дон». Речь идет о действиях казаков в войну. Дело в том, что казачество «расказачилось» так беспощадно, что, пожалуй, аналогов и нет в истории России. Оно уничтожалось как класс. Несмотря на то, что казаки были очень обозлены на советскую власть, во время войны они сражались за землю, за Отечество и даже за Сталина. Об этом и идёт речь в сценарии.

ПС: То есть Вы сдаете сценарий, а уже потом съёмки начинаются?

ВМ: Нет, это не так просто. Потом он проходит через редактуру,  где высказываются свои замечания. Далее необходимо ждать, когда сценарий будет внесён в план. Я надеюсь, что  будущим летом я уже буду снимать ленту.

ПС: Вы сами будете режиссёром?

ВМ: Да, сам.

ПС: Получается, вы работаете и над сценарием, и над режиссурой?

 

ВМ: Да, всё делаю сам. Практически над всеми своими фильмами я сейчас так работаю. Это будет уже десятый подобный фильм.   

ПС: С удовольствием представляем вам еще раз нашего гостя Виктора Мережко. Он является одним из столпов нашего отечественного кино!

ВМ: Да, я уже написал 62 сценария, по которым были сняты фильмы, поэтому меня, наверное, так можно называть.

 ПС: Вам не обидно, что сценаристу обычно уделяют меньше внимания, чем режиссёру или артисту?

ВМ: Дело в том, что я в советское время, да и в дальнейшем был настолько востребован как сценарист, что меня знали даже в лицо. Ещё я 7 лет вёл «Кинопанораму», 10 лет работал над передачей «Моё кино». Моё имя было известно.

ПС: Вниманием Вы обделены не были?

 

ВМ: Да, комплексов у меня по этому поводу никогда не было. А потом, когда я уже стал кинорежиссёром, то получил, безусловно, двойную награду, а точнее двойное ощущение триумфа.       

ПС: А вот когда Вы выступали ещё в роли сценариста, были ли у Вас какие-нибудь конфликты с режиссёрами?

ВМ: Нет. Вы знаете, я настолько легко работал над сценариями, что мне аплодировали за качество работы. В год 3-4 фильма выходило по моим сценариям.

ПС: А было ли такое, что приходилось перекраивать сценарий прямо во время съёмок?

ВМ: Нет, не было. Единственный раз, может быть, когда сценарий не перекраивался, но во время съёмок допускались импровизации, это при работе с Никитой Михалковым над картиной «Родня».  Вот там он позволял себе немножко похулиганить.  Вначале это меня возмутило, но потом, когда уже картина сложилась, я вдруг понял, что Никита в своём решении был прав.

ПС: Вообще на съёмках Вы постоянно присутствуете как сценарист? Понятно, что режиссёр там делает. А чем сценарист занимается?

ВМ:  Пишет следующий сценарий.

ПС: И ждёт гонорара!

ВМ: Нет. Гонорар, кстати, при советской власти выплачивался очень исправно. Деньги на тот момент были очень серьёзными. Когда случилась эта катастрофа с перестройкой, я, наверное, кроме покойного Эдика Володарского, был на тот момент самым богатым сценаристом. У меня «сгорело» на книжке 157 тысяч рублей.

ПС: Кстати, сейчас обещают вернуть эти «сгоревшие» деньги.

ВМ: Слабо в это верится.

ПС: Да, лучше пусть новые работы успешно складываются! Это как-то более вероятно.  Хотелось бы поподробнее поговорить с Вами о сериале «Красный Дон», над которым Вы сейчас работаете. Как идут дела? Трудно складывается работа или легко?

ВМ: Сложно идёт работа. Дело в том, что нужно изучить язык казачий и не переборщить где-то.

ПС: А пример приведите из сленга казачьего? Что узнали нового?

ВМ: «Гутарить», наверняка вы знаете. 

ПС: Глубоко копаете! Но как говорят казаки: «Любо!»

ВМ: Ну у меня словари есть донского сленга. Потом я перечитал гениального Шолохова, в частности «Тихий Дон» и его ранние рассказы, которые вызвали у меня абсолютный восторг. К тому же надо было изучить тему войны, ведь там и немцы, и казаки, и плен. В какой- то степени я в сценарии зацепил историю своего покойного отца Ивана Севастьяновича. Он как раз бежал из плена в Германии. Его несколько раз арестовывали по дороге, но он добрался. Мы жили тогда в Ростовской области, а он больше года прятался в землянке. Мама носила ему и другим прячущимся там дезертирам, как их тогда называли, еду, а зимой тёплые вещи. Потом мама каким-то образом достала ему военный билет и он сумел легализоваться. В какой-то степени он был героем. У него были медали. Однако раз он побывал в плену, то рассматривался только как враг.

ПС: Да, было такое в нашей истории. Что же, этот сериал обязательно посмотрим. А как идёт  подготовка к фестивалю «Киношок», который пройдет осенью в Анапе? Вы ведь являетесь президентом этого фестиваля?

ВМ: Подозреваю, что фестиваль пройдёт в усечённом формате. Самое тяжелое, это доставать деньги на проведение таких мероприятий. Мы 22 год ведём этот фестиваль и каждый раз приходится клянчить деньги. С моей точки зрения, мы выполняем важнейшую государственную задачу, несмотря на то, что наш фестиваль является частным. Мы объединяем бывшие советские республики посредством кино. У нас не было ещё ни одного отказа ни от представителей прибалтийских государств, ни даже от Грузии, когда была проблема с Южной Осетией. Ходить просить с протянутой рукой? Дайте нам денежек? Выполнять такую задачу отвратительно, противно. Ранее нам очень сильно помогал в этом плане Нарышкин Сергей Викторович, занимавший тогда должность главы администрации президента. Но в этом году мы как-то не можем с ним связаться.

ПС: Скажите, а фильмы, которые там получают признание, они, как правило, все потом идут в прокат?

ВМ: Ни в коем случае. Надежды на то, что эти наши фестивальные фильмы будут показаны ещё на каком-нибудь фестивале, нет.

ПС: Да, обидно!

ВМ: Простите меня, но кто это будет смотреть? Кто, например, будет смотреть эстонское кино из русских зрителей?

ПС: Тогда скажите нам, что делать. Для чего Вы проводите кинофестиваль? Потусовались и разошлись?

ВМ: Мы его проводим для того, чтобы сохранить геопространство.

ПС: Но кроме киношников и маленькой аудитории эти фильмы всё равно никто не увидит.

ВМ: Всё равно мы будет брать такие картины.

ПС: А что нужно сделать, чтобы их ещё кто-нибудь увидел?

ВМ: Нужно очень жестко поступить с кинопрокатом. Вспомните, что в советский период кино по доходности было третьим. В бюджете страны на первом месте стояла водка, потом шли сигареты, а далее располагалось кино. Сейчас государство, на мой взгляд, должно понять и придумать, как нам поступать со всей киносетью и кинопрокатом.

ПС: А квотирование показа отечественных фильмов, как Вы думаете, поможет?

ВМ: Не поможет. Любые насильственные меры результата не дают. Я думаю, что оздоровление нации должно произойти, потому что ни одно уже поколение выросло на «попкорне» американском, то есть плохом кино. Уже не показывают «Человек-дождя», например, или «Однажды в Америке».

ПС: Зато идут картины в 3D! Иногда и хорошие фильмы, кстати, бывают.

ВМ: Редко, но бывают.

ПС: За сценарий к фильму «Полёты во сне и наяву» Вы получили Госпремию. Сколько, кстати, дали?

ВМ: 8 тысяч рублей на меня, Романа Балаяна, Олега Янковского и оператора-постановщика Виллена Калюту. Вот на четверых получилось по две тысячи.

ПС: И всё себе в карман? А коллектив как же?

ВМ: Мы почти все деньги пустили на банкет. В Доме кино был накрыт потрясающий стол. Мы собрали полный зал ресторана наших друзей.

ПС: Вот это по-нашему! А вот по поводу «Полётов во сне и наяву». Можно сказать, что фильм в некотором смысле о мужском кризисе среднего возраста.   

ВМ: Не в некотором, а в прямом смысле. 40 лет – это кризис для мужчин.

ПС: А Вы как проходили этот кризис среднего возраста? Был ли он у Вас вообще?

ВМ: Не было. Вообще у меня кризисов нет. Я настолько заряжен на работу. У меня в жизни три  страсти. Первая страсть – это дети. Их двое, а я вдовец уже 16 лет. Вторая страсть – это работа, а третья – женщины. Но женщины –это полустрасть, потому что отдаться целиком женщине – это значит потерять детей и работу. Женщина забирает всё сразу, кладёт в карман. А потом попробуй что-нибудь из этого кармана высунуть.

ПС: Все женщины – сволочи, да?

ВМ: Не сволочи. Они нормальные собственницы. Если мужчина привёл к себе в дом женщину и позволил ей в шкаф повесить свои вещи, то через две недели его одежды там не будет. Будут только одни женские вещи.   

ПС: У нас, кстати, звонок есть. С нашим гостем Виктором Мережко хочет поговорить Анастасия из Москвы. Анастасия, доброе утро!

Анастасия: Доброе утро, Виктор! Вы сами, да и журналисты, любят говорить о Вас, как об искушенном почитателе женского пола. А можете ли Вы сказать, что женщины в нашей стране как-то изменились? Стали более стервозными, например?  Или наоборот?

ВМ: Они очень изменились. Даже в той же «Гражданке Никоноровой» женщина искала счастья и любовь. Сейчас женщины стали не то что меркантильными, а расчетливыми, жесткими и  жестоким. Женщины, на мой взгляд, стали сильнее, целенаправленнее, беспощаднее и деловитее мужчин. И вот если я набираю группу, то я беру женщин больше, потому что они более организованные и ответственные, да и не выпивают. Женщина в этом смысле абсолютно прагматична. Она если поставила цель, то к ней идёт беспощадно под час.

ПС: Анастасия, Вы узнаете себя?

Анастасия: Вполне! У меня ещё один вопрос. Вот сейчас есть такой термин «метросексуал». Вы как считаете, должен мужчина за собой следить, пользоваться какими-то кремами? Или это лишнее? И Вы сами, как человек публичный, тщательно ли следите за своим внешним видом?

ВМ: Вот я смотрю на свои пальцы и знаю, что в пятницу я пойду на маникюр. Я обязательно хожу на такие процедуры. Моя дочка Маша покупает мне большое количество кремов для лица, для ног, для рук. В этом смысле я очень слежу за собой. Кроме того, каждое утро полтора часа я отвожу под силовую гимнастику. Ни одного дня, даже когда я был в экспедиции два месяца в Таганроге, я не пропускал. Подъём у меня в полшестого и полтора часа уходит на гимнастику.  Потом ещё полчаса я принимаю душ.

ПС: То есть вспоминаем Евгения Онегина? «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»?

ВМ: Да, я думаю о красе ногтей.

Анастасия: Спасибо Вам большое!

ВМ: Спасибо Вам, Анастасия!

ПС: К сожалению, заканчивается наша увлекательная беседа с Виктором Мережко, но пару вопросов мы ещё задать успеем. А давайте вспомним время, когда Вы вели передачи «Мое кино» и «Кинопанорама». Это было весело и интересно, наверняка?  

ВМ: Меня на телевидение пригласила Ирена Лесневская. Вначале меня не принимали из-за бороды и джинсов. Мне даже предлагали, чтобы я не надевал джинсовый костюм, находясь в кадре. А потом ко мне через годика два привыкли и мы стали нормально работать.

ПС: А почему закрыли «Кинопанораму» всё-таки?

ВМ: Вы знаете, из полутора часов, которые шла программа, она стала час и 10 минут, потом час, потом 50 минут. А потом Сагалаев организовал ТВ6 и предложил мне перейти на этот канал и стать там вице-президентом ТВ6, что я и сделал. А после меня там уже стали случайные люди попадаться. Как-то «Кинопанорама» стала скисать.

ПС: Она действительно потеряла популярность?

ВМ: Популярность потеряли те ведущие, которые пришли после меня. Они «уронили» программу. И потом больше внимания стало уделяться кино. Ведь никто об этом не говорит,  но в ходе  перестройки снималось до 500 фильмов в год. Снимали много барахла. Серьёзного кино не снимали, потому что барахло можно было снять и за копейки. Понимаете, вообще очень легко снимать негатив, но он материален. Он материализуется всё равно в голове у зрителей. Однако людей нужно поднимать на плюс, а не ронять на минус.

ПС: Пожелайте всё-таки нашим слушателям чего-нибудь! Хотим утреннего позитива от Виктора Мережко!

ВМ: Есть одна особенность, почему я практически ухожу от депрессии и дурного настроения. Нужно подойти к окну, посмотреть в даль и сказать: «Господи, как же я счастлив, что я живу»! Я говорю себе, как же замечательно, что у меня дети есть и они живы и здоровы, что у меня есть хоть и малое количество, но очень верных друзей, что у меня есть работа и я востребован, что я могу улыбаться, дышать воздухом. И негатив уходит. Нельзя запускать в себя депрессию. Только с радостью жить надо! Я очень глубоко принимаю буддизм, будучи всё-таки православным. Буддизм призывает к тому, чтобы не концентрироваться на проблеме, ведь тогда она уйдёт.

ПС: Спасибо Вам! У нас в гостях был Виктор Мережко! Не прощаемся! До свидания Вам!

ВМ: До свидания! С радостью ещё приду к вам! Спасибо!

19.07.2013.